Проблема информационной безопасности в российском законодательстве. Информационная безопасность: основные проблемы. §1.1 Понятие и роль информации на современном этапе развития российского общества

Проблема информационной безопасности в российском законодательстве. Информационная безопасность: основные проблемы. §1.1 Понятие и роль информации на современном этапе развития российского общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

С технологической точки зрения информация является продукцией информационных систем. Как и для всякого продукта, для информации большое значение имеет ее качество, то есть способность удовлетворять определенные информационные потребности.

Актуальность данной контрольной работы. Обеспечение информационной безопасности в современной России представляется сложным и специфическим процессом, подверженным воздействию множества внешних и внутренних факторов. Специфический характер данного процесса определяется теми политическими условиями, в которых он протекает.

Задачи данной контрольной работы:

1. Рассмотреть информационную безопасность и ее составляющие;

2. Рассмотреть проблемы информационной безопасности;

3. Изучить правовое обеспечение информационной безопасности.

Качество информации является сложным понятием, его основу составляет базовая система показателей, включающая показатели трех классов:

* класс выдачи (своевременность, актуальность, полнота, доступность и другие);

* класс обработки (достоверность, адекватность и другие);

* класс защищенности (физическая целостность, логическая целостность, безопасность).

Своевременность информации оценивается временем выдачи (получения), в течение которого информация не потеряла свою актуальность.

Актуальность информации - это степень ее соответствия текущему моменту времени. Нередко с актуальностью связывают коммерческую ценность информации. Устаревшая и потерявшая свою актуальность информация может приводить к ошибочным решениям и тем самым теряет свою практическую ценность. Полнота информации определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

Достоверность информации - это степень соответствия между получаемой и исходящей информацией.

Адекватность информации - это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостаточных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации - мера возможности получить ту или иную информацию. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Одним из наиболее существенных показателей качества информации является ее безопасность.

Структура данной контрольной работы. Контрольная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

I. Информационная безопасность и ее составляющие

Проблема обеспечения информационной безопасности актуальна с тех пор, как люди стали обмениваться информацией, накапливать ее и хранить. Во все времена возникала необходимость надежного сохранения наиболее важных достижений человечества с целью передачи их потомкам. Аналогично возникала необходимость обмена конфиденциальной информацией и надежной ее защиты.

С началом массового применения компьютеров проблема информационной безопасности приобрела особую остроту. С одной стороны, компьютеры стали носителями информации и, как следствие, одним из каналов ее получения, как санкционированного, так и несанкционированного. С другой стороны, компьютеры как любое техническое устройство подвержены сбоям и ошибкам, которые могут привести к потере информации. Под информационной безопасностью понимается защищенность информации от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб ее владельцам или пользователям. С повышением значимости и ценности информации соответственно растет и важность ее защиты. С одной стороны, информация стала товаром, и ее утрата или несвоевременное раскрытие наносит материальный ущерб. С другой стороны, информация -- это сигналы управления процессами в обществе, технике, а несанкционированное вмешательство в процессы управления может привести к катастрофическим последствиям.

информационный безопасность правовой защита

II. Проблема информационной безопасности

Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны. Однако новые технологии измерения, передачи, обработки и хранения информации значительно расширили сферы деятельности людей, нуждающихся в защите информации, привели к развитию и распространению новых методов несанкционированного доступа к информации и, как следствие, к интенсивному развитию нового научного направления - «информационная безопасность». Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных. Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных. Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п. Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты, как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа. Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

Кроме чисто технических задач разработки средств защиты информации имеются нормативно-технические, организационно-правовые, юридические и другие аспекты. Основные задачи, рассматриваемые специалистами по информационной безопасности (а также публикации на эту тему), связаны с обеспечением безопасности использования глобальных и локальных сетей, с проблемами глобальной вычислительной сети Интернет, «хакерами», «вирусами» и т.п. Резюмируя сказанное, можно выделить технические, организационные и правовые меры обеспечения информационной безопасности и предотвращения компьютерных преступлений.

К техническим мерам относятся:

1. защита от несанкционированного доступа;

2. резервирование особо важных компонентов подсистем;

3. организация вычислительных сетей с перераспределением ресурсов при временном нарушении работоспособности какой-либо части сети;

4. создание устройств обнаружения и тушения пожаров;

5. создание устройств обнаружения утечек воды;

6. техническая защита от хищений, саботажа, диверсий, взрывов;

7. дублирование электропитания;

8. надежные запирающие устройства;

9. устройства сигнализации о различных опасностях.

К организационным мерам относятся:

1. надежная охрана;

2. подбор надежного персонала;

3. правильная организация работы персонала;

4. предусмотренный план восстановления работы информационного центра после сбоя;

5. организация обслуживания и контроля работы компьютерного центра лицами, не заинтересованными в сокрытии преступлений;

6. создание средств защиты информации от любых лиц, включая и руководящий персонал;

7. предусмотренные меры административной и уголовной ответственности за нарушение правил работы;

8. правильный выбор местонахождения информационного центра с дорогостоящим техническим и программным обеспечением.

К правовым мерам относятся:

1. разработка уголовных норм ответственности за компьютерные преступления;

3. усовершенствование уголовного и гражданского законодательства;

4. усовершенствование судопроизводства по компьютерным преступлениям;

5. общественный контроль за разработчиками компьютерных систем;

6. принятие ряда международных соглашений, касающихся информационной безопасности.

Это очень крупная научно-техническая проблема и, естественно, мы не можем осветить ее в полной мере и коснемся только основных понятий, определений и средств защиты, доступных пользователю, причем начнем с наиболее близкой проблемы рядового пользователя - с сохранения информации, не связанного с несанкционированным доступом.

III. Правовое обеспечение информационной безопасности

К правовым мерам обеспечения информационной безопасности относится: разработка норм, устанавливающих ответственность за компьютерные преступления; защита авторских прав программистов; совершенствование уголовного и гражданского законодательства, а также судопроизводства. К правовым мерам следует отнести также общественный контроль за разработчиками компьютерных систем и принятие соответствующих международных соглашений. До недавнего времени в Российской Федерации отсутствовала возможность эффективной борьбы с компьютерными преступлениями, так как данные преступления не могли считаться противозаконными, поскольку они не квалифицировались уголовным законодательством. До 1 января 1997 г. на уровне действующего законодательства России можно было считать удовлетворительно урегулированной лишь охрану авторских прав разработчиков программного обеспечения и, частично, защиту информации в рамках государственной тайны, но не были отражены права граждан на доступ к информации и защита информации, непосредственно связанные с компьютерными преступлениями.

Частично указанные проблемы были решены после введения в действие с 1 января 1997 г. нового Уголовного кодекса (УК), принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г. В новом УК ответственность за компьютерные преступления устанавливают ст. ст. 272, 273 и 274. Ст. 272 нового УК устанавливает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации (на машинном носителе в компьютере или сети компьютеров), если это привело либо к уничтожению, блокированию, модификации или копированию информации, либо к нарушению работы вычислительной системы. (Под блокированием понимается такое воздействие на компьютер или компьютерную систему, которое повлекло временную или постоянную невозможность выполнять какие-либо операции над информацией.)

Эта статья защищает право владельца на неприкосновенность информации в системе. Владельцем информационной системы может быть любое лицо, правомерно пользующееся услугами по обработке информации как собственник вычислительной системы или как лицо, которое приобрело право ее использования. Преступное деяние, ответственность за которое предусмотрено ст. 272, состоит в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, который всегда имеет характер совершения определенных действий и может выражаться в проникновении в компьютерную систему путем использования специальных технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системой защиты; незаконного применения действующих паролей или маскировки под законного пользователя для проникновения в компьютер, хищения носителей информации (при условии, что были приняты меры их охраны), если это повлекло к уничтожению или блокированию информации. (Доступ считается правомерным, если он разрешен правообладателем, собственником информации или системы.

Неправомерным является доступ, если лицо не имеет права доступа, либо имеет право на доступ, но осуществляет его с нарушением установленного порядка.) Для наступления уголовной ответственности обязательно должна существовать причинная связь между несанкционированным доступом к информации и наступлением предусмотренных ст. 272 последствий, тогда как случайное временное совпадение неправомерного доступа и сбоя в вычислительной системе, повлекшего указанные последствия, не влечет уголовной ответственности.

Неправомерный доступ к компьютерной информации должен осуществляться умышленно, т.е. совершая это преступление, лицо сознает, что неправомерно вторгается в компьютерную систему, предвидит возможность или неизбежность указанных в законе последствий, желает и сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Следовательно, с субъективной стороны преступление по ст. 272 характеризуется наличием прямого или косвенного умысла. Мотивы и цели данного преступления могут быть самыми разными: корыстными, направленными на причинение вреда (из хулиганских, конкурентных или иных побуждений) или проверку своих профессиональных способностей, и др. Поскольку мотив и цель преступления в ст. 272 не учитываются, она может применяться к всевозможным компьютерным посягательствам. Ст. 272 УК состоит из двух частей. В первой части наиболее серьезное наказание преступника состоит в лишении свободы сроком до двух лет. Часть вторая указывает в качестве признаков, усиливающих уголовную ответственность, совершение преступления группой лиц или с использованием преступником своего служебного положения, а равно имеющим доступ к информационной системе, и допускает вынесение приговора сроком до пяти лет. При этом не имеет значения местонахождение объекта преступления (например, банка, к информации которого осуществлен неправомерный доступ в преступных целях), который может быть и зарубежным.

По уголовному законодательству субъектами компьютерных преступлений могут быть лишь лица, достигшие 16-летнего возраста. Ст. 272 УК не регулирует ситуации, когда неправомерный доступ к информации происходит по неосторожности, поскольку при расследовании обстоятельств доступа зачастую крайне трудно доказать преступный умысел. Так, при переходах по ссылкам от одного компьютера к другому в сети Интернет, связывающей миллионы компьютеров, можно легко попасть в защищаемую информационную зону какого-либо компьютера, даже не замечая этого (хотя целью могут быть и преступные посягательства). Ст. 273 УК предусматривает уголовную ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ для компьютеров или модификацию программного обеспечения, заведомо приводящее к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации, копированию информации или к нарушению работы информационных систем. Статья защищает права владельца компьютерной системы на неприкосновенность хранящейся в ней информации. Вредоносными считаются любые программы, специально разработанные для нарушения нормального функционирования других компьютерных программ.

Под нормальным функционированием понимается выполнение операций, для которых эти программы предназначены и которые определены в документации на программу. Наиболее распространенные вредоносные программы - компьютерные вирусы, логические бомбы, также программы, известные как «троянский конь». Для привлечения к ответственности по ст. необязательно наступление каких-либо нежелательных последствий для владельца информации, достаточен сам факт создания вредоносных программ или внесение изменений в уже существующие программы, заведомо приводящих к указанным в статье последствиям. Использованием программ считается их выпуск в свет, воспроизведение, распространение и другие действия по введению в оборот. Использование программ может осуществляться путем записи в память компьютера или на материальный носитель, распространения по сетям или путем иной передачи другим пользователям.

Уголовная ответственность по ст. 273 возникает уже в результате создания вредоносных программ, независимо от их фактического использования. Даже наличие исходных текстов программ является основанием для привлечения к ответственности. Исключение составляет деятельность организаций, разрабатывающих средства противодействия вредоносным программам и имеющих соответствующие лицензии. Статья состоит из двух частей, различающихся признаком отношения преступника к совершаемым действиям. Ч. 1 предусматривает преступления, совершенные умышленно, с сознанием того, что создание, использование или распространение вредоносных программ заведомо должно привести к нарушению неприкосновенности информации. При этом ответственность наступает независимо от целей и мотивов посягательства, которые могут быть вполне позитивными (например, охрана личных прав граждан, борьба с техногенными опасностями, защита окружающей среды и т.п.). Максимальное наказание по первой части - лишение свободы сроком до трех лет. По ч. 2 дополнительный квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий по неосторожности. В этом случае лицо сознает, что создает, использует или распространяет вредоносную программу или ее носители и предвидит возможность наступления серьезных последствий, но без достаточных оснований рассчитывает их предотвратить, или не предвидит этих последствий, хотя как высококвалифицированный программист мог и был обязан их предусмотреть. Поскольку последствия могут быть очень тяжкими (смерть или вред здоровью человека, опасность военной или иной катастрофы, транспортные происшествия), максимальное наказание по ч. 2 - семь лет лишения свободы. Отметим, что в законе не говорится о степени нанесенного вреда в отличие от краж, когда различаются просто кража, кража в крупном размере и кража в особо крупном размере. Здесь устанавливается лишь факт преступления, а размер ущерба влияет лишь на оценку его тяжести и меру ответственности. Наконец, ст. 274 УК устанавливает ответственность за нарушение правил эксплуатации компьютеров, компьютерных систем или сетей лицом, имеющим доступ к ним, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред. Эта статья защищает интересы владельца компьютерной системы в отношении ее правильной эксплуатации и распространяется только на локальные вычислительные сети организаций. К глобальным вычислительным сетям, например к таким, как Интернет, эта статья неприменима.

Под охраняемой законом информацией понимается информация, для которой в специальных законах установлен режим ее правовой защиты. Между фактом нарушения правил эксплуатации и наступившим существенным вредом должна быть обязательно установлена причинная связь и полностью доказано, что наступившие вредные последствия являются результатом именно нарушения правил. Оценку нанесенного вреда устанавливает суд, исходя из обстоятельств дела, причем считается, что существенный вред менее значителен, чем тяжкие последствия.

Субъект этой статьи - лицо, в силу своих должностных обязанностей имеющее доступ к компьютерной системе и обязанное соблюдать установленные для них технические правила. Согласно ч. 1 статьи он должен совершать свои деяния умышленно; сознавать, что нарушает правила эксплуатации; предвидеть возможность или неизбежность неправомерного воздействия на информацию и причинение существенного вреда, желать или сознательно допускать причинение такого вреда или относиться к его наступлению безразлично. Наиболее строгое наказание в этом случае - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или ограничение свободы на срок до двух лет. Ч. 2 ст. 274 предусматривает ответственность за те же деяния, не имевшие умысла, но повлекшие по не осторожности тяжкие последствия, например за установку инфицированной программы без антивирусной проверки, что повлекло за собой серьезные последствия (крупный финансовый ущерб, транспортные происшествия, утрата важных архивов, нарушение работы системы жизнеобеспечения в больнице и др.). Мера наказания за это преступление устанавливается судом в зависимости от наступивших последствий, максимальное наказание - лишение свободы на срок до четырех лет. Как видно, рассмотренные статьи УК не охватывают все виды компьютерных преступлений, разнообразие которых увеличивается вместе с прогрессом в области компьютерной техники и ее использованием.

Кроме того, некоторые формулировки статей допускают неоднозначное истолкование, например в определении злостного умысла. Поэтому в дальнейшем возможно пополнение и усовершенствование этих статей.

Заключение

Информационная безопасность в условиях глобализации и нарастающей открытости стран играет важнейшую роль в реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это обусловлено повсеместным созданием развитой информационной среды. Именно через информационную среду, зачастую, в современных условиях реализуются угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Информационная безопасность личности общества и государства может быть эффективно обеспечена лишь системой мер, имеющих целенаправленный и комплексный характер. Особое значение для формирования и реализации политики обеспечения информационной безопасности имеет грамотное использование политического инструментария. Однако в настоящее время ощущается недостаточная научная проработка вопросов, касающихся определения роли политического фактора в системе информационной безопасности, что во многом связано с транзитор-ным состоянием российского общества и потребностями переосмысления целого ряда теоретических и методологических проблем.

Информационные факторы приобретают все большее значение в политической, экономической, социальной, военной, духовной сферах жизнедеятельности российского общества, а информационная среда выступает системообразующим фактором национальной безопасности, активно влияет на состояние политической, экономической, военной, духовной и других составляющих общей системы национальной безопасности Российской Федерации. В то же время информационная сфера представляет собой самостоятельную сферу национально безопасности, в которой необходимо обеспечить защиту информационных ресурсов, систем их формирования, распространения и использования, информационной инфраструктуры, реализацию прав на информацию юридических лиц и граждан.

Информационная безопасность как самостоятельная область научного познания базируется на теории безопасности, кибернетике и информатике. Основными методами изучения информационной безопасности в настоящее время чаще всего выступают наблюдение (в том числе включенное), экспертная оценка, социологические опросы общественного мнения (в том числе интервьюирование), логическое и математическое моделирование. Для выявления состояния защищенности интересов предприятий и организаций, имеющих корпоративные информационные сети, наиболее приемлем метод экспертных оценок.

Понятийный аппарат информационной безопасности составляют такие категории как: "безопасность", "национальная безопасность", "интерес", "жизненно важный интерес", "сфера жизнедеятельности", "информация", "информационное общество", "информационные ресурсы", "защита", "политика обеспечения информационной безопасности" и др.

Актуальной остается задача обеспечения национальной безопасности России при неосязаемой передаче технологий. В сферу разведок все в большей мере вовлекаются вопросы новейших технологий, финансов, торговли, ресурсов и другие экономические стороны деятельности государства, доступ к которым открывается в связи с развитием международных инте1рационных процессов, широким внедрением компьютеризации в эти сферы деятельности.

Особое место в законодательстве должны занимать правоотношения, возникающие в процессе использования компьютерных систем и сетей. Необходим государственный механизм расследования компьютерных преступлений и система подготовки кадров для следствия и судопроизводства по делам, связанным с компьютерной преступностью, противоправным использованием Internet.

В обеспечении информационной безопасности должны быть полнее задействованы ресурсы гражданского общества. Очевидно, что государство в одиночку не способно справиться в полном объеме с задачей обеспечения информационной безопасности всех субъектов информационных отношений. Если сегодня в соответствии с законом оно полностью отвечает лишь за вопросы защиты государственной тайны, то в большинстве остальных случаев при неопределенности доли государственного участия бремя обеспечения информационной безопасности ложится на плечи граждан и общества. Это отвечает конституционному принципу самозащиты своих интересов всеми способами, не запрещенными законом. Органы государственной власти должны четко определить свои полномочия, исходя из реальных возможностей и заявленных приоритетов в обеспечении информационной безопасности.

Список использованной литературы

1. Ю.И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко. Основы современной информатики: Учебное пособие. 2-е изд., испр. -- СПб.: Издательство «Лань», 2011. -- 256 с.: ил. -- (Учебники для вузов. Специальная литература).

2. Аверьянов Г.П., Дмитриева В.В. СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАТИКА: Учебное пособие. М.: НИЯУ МИФИ, 2011. -- 436 с.

3. Таганов, Л. С. Информатика: учеб. пособие / Л. С. Таганов, А. Г. Пимонов; Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2010. - 330 с.

4. Вербенко, Борис Владимирович. Дисертация на соискание ученой степени кондидата политических наук

Практическая работа № 1

«Анализ рисков информационной безопасности»

  1. Цель работы

Ознакомиться с алгоритмами оценки риска информационной безопасности.

Риск ИБ – потенциальная возможность использования определенной угрозойуязвимостейактива или группы активов для причинения вреда организации.

Уязвимость - слабость в системе защиты, делающая возможной реализацию угрозы.

Угроза ИБ - совокупность условий и факторов, которые могут стать причиной нарушений целостности, доступности, конфиденциальности информации.

Информационный актив – это материальный или нематериальный объект, который:

Является информацией или содержит информацию,

Служит для обработки, хранения или передачи информации,

Имеет ценность для организации.

Задание

1. Загрузите ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335-3-2007 «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. Ч а с т ь 3 «Методы менеджмента безопасности информационных технологий»

2. Ознакомьтесь с Приложениями C, D и Е ГОСТа.

3. Выберите три различных информационных актива организации (см. вариант).

4. Из Приложения D ГОСТа подберите три конкретных уязвимости системы защиты указанных информационных активов.

5. Пользуясь Приложением С ГОСТа напишите три угрозы, реализация которых возможна пока в системе не устранены названные в пункте 4 уязвимости.

6. Пользуясь одним из методов (см. вариант) предложенных в Приложении Е ГОСТа произведите оценку рисков информационной безопасности.

7. Оценку ценности информационного актива производить на основании возможных потерь для организации в случае реализации угрозы.

1. Титульный лист

3. Задание

4. Обоснование выбора информационных активов организации

5. Оценка ценности информационных активов

6. Уязвимости системы защиты информации

7. Угрозы ИБ

8. Оценка рисков

Варианты

Вариант – номер по списку в журнале.

Номер варианта Организация Метод оценки риска (см. Приложение Е ГОСТа)
Отделение коммерческого банка
Поликлиника
Колледж
Офис страховой компании
Рекрутинговое агентство
Интернет-магазин
Центр оказания государственных услуг
Отделение полиции
Аудиторская компания
Дизайнерская фирма
Офис интернет-провайдера
Офис адвоката
Компания по разработке ПО для сторонних организаций
Агентство недвижимости
Туристическое агентство
Офис благотворительного фонда
Издательство
Консалтинговая фирма
Рекламное агентство
Отделение налоговой службы
Офис нотариуса
Бюро перевода (документов)
Научно проектное предприятие
Брачное агентство
Редакция газеты
Гостиница
Праздничное агентство
Городской архив
Диспетчерская служба такси
Железнодорожная касса

Практическая работа № 2.

«Построение концепции информационной безопасности предприятия»

  1. Цель работы

Знакомство с основными принципами построения концепции ИБ предприятия, с учетом особенностей его информационной инфраструктуры.

  1. Краткие теоретические сведения

До начала создания систем информационной безопасности ряд отечественных нормативных документов (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408 ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799) и международных стандартов (ISO 27001/17799) прямо требуют разработки основополагающих документов Концепции и Политики информационной безопасности. Если Концепция ИБ в общих чертах определяет, ЧТО необходимо сделать для защиты информации, то Политика детализирует положения Концепции, и говорит КАК , какими средствами и способами они должны быть реализованы.

Концепция информационной безопасности используется для:

· принятия обоснованных управленческих решений по разработке мер защиты информации;

· выработки комплекса организационно-технических и технологических мероприятий по выявлению угроз информационной безопасности и предотвращению последствий их реализации;

· координации деятельности подразделений по созданию, развитию и эксплуатации информационной системы с соблюдением требований обеспечения безопасности информации;

· и, наконец, для формирования и реализации единой политики в области обеспечения информационной безопасности.

Задание

Используя предложенные образцы, разработать концепцию информационной безопасности компании (см. вариант), содержащую следующие основные пункты (приведен примерный план, в который в случае необходимости могут быть внесены изменения):

Общие положения

Назначение Концепции по обеспечению информационной безопасности.

1.2. Цели системы информационной безопасности

1.3. Задачи системы информационной безопасности.

Проблемная ситуация в сфере информационной безопасности

2.1. Объекты информационной безопасности.

2.2. Определение вероятного нарушителя.

2.3. Описание особенностей (профиля) каждой из групп вероятных нарушителей.

2.4. Основные виды угроз информационной безопасности Предприятия.

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д.

Защита информации - это процесс создания и использования в автоматизированных системах специальных механизмов, поддерживающих установленный статус ее защищенности .

В настоящее время всеобщей компьютеризации благополучие и даже жизнь многих людей зависят от обеспечения информационной безопасности множества компьютерных систем обработки информации, а также контроля и управления различными объектами. К таким объектам (их называют критическими) можно отнести системы телекоммуникаций, банковские системы, атомные станции, системы управления воздушным и наземным транспортом, а также системы обработки и хранения секретной и конфиденциальной информации.

Конфиденциальная информация - это субъективно - определяемая характеристика или свойство информации, указывающая на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемая способностью системы сохранять указанную информацию в тайне от субъектов, не имеющих полномочий доступа к ней. Конфиденциальная информация, которая может представлять интерес для конкурентов должна быть защищена . Сокрытие информации мотивируется не только перед страхом утечки конфиденциальных данных, но и попытки внести изменения в базы данных или рабочую документацию, что может привести не только к убыткам, но и остановить работу предприятия.

Для нормального и безопасного функционирования систем необходимо поддерживать их безопасность и целостность.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности , которая должна обеспечивать:

целостность данных - защиту от сбоев, ведущих к потере информации, а также неавторизованного создания или уничтожения данных;

конфиденциальность информации;

Компьютеры, часто объеденные в сеть, могут предоставлять доступ к колоссальному количеству самых разнообразных данных. Широкое развитие компьютерных сетей, интеграция их с информационными системами общего пользования помимо преимуществ порождает новые угрозы безопасности информации.

Причины возникновения новых угроз характеризуются :

сложностью и разновидностью, используемого программного и аппаратного обеспечения сетей;

большим числом узлов сети, участвующих в электронном обмене информацией, их территориальной распределенностью и отсутствием возможности контроля всех настроек;

доступностью информации систем внешним пользователям (клиентам, партнерам и пр.) из-за ее расположения на физически соединенных носителях.

Поэтому люди беспокоятся о безопасности информации и наличии рисков, связанных с автоматизацией и предоставлением гораздо большего доступа к конфиденциальным, персональным или другим критическим данным.

Электронные средства хранения даже более уязвимы, чем бумажные: размещенные на них можно и уничтожить, и скопировать, и незаметно видоизменить.

Число компьютерных преступлений растет - также увеличиваются масштабы компьютерных злоупотреблений. По оценке специалистов, ущерб от компьютерных преступлений увеличивается на 35 процентов в год . Одной из причин является сумма денег, полученная в результате преступления: в то время как ущерб от среднего компьютерного преступления составляет 560 тысяч долларов, при ограблении банка - всего лишь 19 тысяч долларов. По данным Миннесотского университета США, 93 процента компаний, лишившихся доступа к своим данным на срок более 10 дней покинули свой бизнес, причем половина из них заявила о своей несостоятельности немедленно.

Число служащих в организации, имеющих доступ к компьютерному оборудованию и информационной технологии, постоянно увеличивается. Доступ к информации больше не ограничивается только узким кругом лиц из верхнего руководства организации. Чем больше людей получают доступ к информационной технологии и компьютерному оборудованию, тем больше возникает возможностей для совершения компьютерных преступлений.

Компьютерным преступником может быть любой. И молодой хакер и служащий. Компьютерные преступления, совершенные служащими, составляют 70 - 80 процентов ежегодного ущерба, связанного с компьютерами.

Признаки компьютерных преступлений :

Кражи частей компьютеров;

Кражи программ;

Физическое разрушение оборудования;

Уничтожение данных или программ.

Это только самые очевидные признаки, на которые следует обратить внимание при выявлении компьютерных преступлений. Иногда эти признаки говорят о том, что преступление уже совершено, или что не выполняются меры защиты. Они также свидетельствуют о наличии уязвимых мест, и указывают, где находится брешь в защите.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре . Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий.

Действия, которые наносят ущерб информационной безопасности организации можно разделить на несколько категорий .

  • 1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями
  • 1.1. Целенаправленная кража уничтожение данных на рабочей станции или сервере;
  • 1.2. Повреждение данных пользователем в результате неосторожных действий.
  • 2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые хакерами
  • 2.1. Несанкционированное проникновение в компьютерные сети
  • 2.2. DOS - атаки

Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожение данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п. Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service - «отказ в обслуживании») - это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое - то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес - процессах компании - жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.

3. Компьютерные вирусы - это разновидность вредоносных программ, отличительной особенностью которых является способность к размножению, повреждению или полностью уничтожению данных .

Отдельная категория электронных методов воздействия - компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, Интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрата данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищением финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.

4. Спам (англ. spam) - сообщения, массово рассылаемые людям, не давшим согласие на их получение (относится к электронным письмам) .

Электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ;

Спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта;

Как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами (зачастую подобного рода события потерпевшие стараются не разглашать);

Вместе со спамом нередко удаляется корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям, опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других «грубых» методов фильтрации спама.

«Естественные» угрозы

На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс - мажорные обстоятельства и т.д.

Процесс информатизации общества наряду с положительными последствиями имеет и ряд отрицательных сторон. Ежегодно возрастает количество преступлений, в которых объектом преступных посягательств является информация, а также тех, где информация в свою очередь служит средством совершения преступлений.

Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.

Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 - право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Отметим, что право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности, актуальности и целостности, представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.

В сентябре 2000 года Президент Российской Федерации В.В.Путин утвердил "Доктрину информационной безопасности". Какую роль она сыграет в развитии отечественных информационных технологий и средств защиты информации?

Информационные технологии - бурно и динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства. Объем рынка информационной продукции составляет более 2-х триллионов долларов США, что сопоставимо с бизнесом в сферах топлива и энергетики, автомобилестроения. Серьезную опасность для России представляют стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внутреннего и внешнего рынка информационных услуг, разработка рядом государств концепций "информационных войн". Такие концепции предусматривают создание средств воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

"Доктрина информационной безопасности" закладывает основы информационной политики государства. С учетом существующих угроз для защиты национальных интересов России государство планирует активно развивать отечественную индустрию средств информации, коммуникации и связи с последующим выходом продукции на мировой рынок, обеспечивать гарантии безопасности для национальных информационных и телекоммуникационных систем и защиту государственных секретов с помощью соответствующих технических средств. Одновременно предусматривается повышать эффективность информационного обеспечения деятельности государства.


Принятие этого документа ставит в повестку дня и вопрос о необходимости совершенствования российского законодательства. К примеру, речь идет о принятии законов, касающихся пресечения компьютерной преступности.

Перечислим некоторые основополагающие законы и нормативные акты Российской Федерации в области информационной безопасности в их первой редакции:

1. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.7.93 г. № 5485-1.

2. Закон РФ "О коммерческой тайне" (версия 28.12.94 г.).

3. Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25.1.95 г.

4. Закон РФ "О персональных данных" (версия 20.02.95 г.).

5. Закон РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19.2.93 г. № 4524-1.

6. Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от ИТР и от утечки по техническим каналам. (Постановление Правительства РФ от 15.9.93 г. № 912-51).

7. Положение о Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссии России). Распоряжение Президента Российской Федерации от 28.12.92 г. № 829-рпс.

В настоящее время практически все эти законы и положения уточнены и дополнены соответствующими главами, параграфами и поправками, отражающими реалия текущей ситуации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (редакция от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская, коммерческая и служебная тайна. Согласно статье 139, "информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности". Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности.

В Уголовном кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года) глава 28 "Преступления в сфере компьютерной информации" содержит три соответствующие статьи:

  • статья 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации";
  • статья 273 "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ";
  • статья 274 "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети".

Первая из указанных статей подразумевает посягательства на конфиденциальность, вторая определяет действия с вредоносным ПО, третья - с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации. В свете бурного развития локальных, региональных, национальных и всемирной сетей включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов является очень своевременным.

Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.

Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 года). В нем государственная тайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение средств защиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

он "Об информации, информатизации и защите информации"

Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года (принят Государственной Думой РФ 25 января 1995 года; актуальная версия закона от 21.07.2014). В нём даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.

Приведём примеры некоторых определений:

  • информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
  • документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
  • информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
  • информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
  • информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
  • информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
  • конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Закон выделяет следующие цели защиты информации:

  • предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
  • предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
  • предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
  • предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
  • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
  • сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
  • обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Согласно закону "Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу". Далее, "Режим защиты информации устанавливается:

  • в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
  • в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;
  • в отношении персональных данных - Федеральным законом".

Обратим внимание, что защиту государственной тайны и персональных данных берет на себя государство; за другую конфиденциальную информацию отвечают ее собственники.

В качестве основного инструмента защиты информации закон предлагает мощные универсальные средства - лицензирование и сертификацию (статья 19):

  1. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
  2. Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется законодательством Российской Федерации.
  3. Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.
  4. Интересы потребителя информации при использовании импортной продукции в информационных системах защищаются таможенными органами Российской Федерации на основе международной системы сертификации.

Еще несколько пунктов закона (статья 22, пункты 2-5):

  1. Владелец документов, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Риск, связанный с использованием не сертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из не сертифицированной системы, лежит на потребителе информации.
  3. Собственник документов, массива документов, информационных систем может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты ресурсов собственника и систем и получения консультаций.
  4. Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и (или) информационных систем обо всех фактах нарушения режима защиты информации.

Статья 23 "Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации" (пункты 2-4):

  1. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба. Очень важными являются пункты статьи 5, касающиеся юридической силы электронного документа и электронной цифровой подписи.
  2. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
  3. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации.

Таковы важнейшие, на наш взгляд, положения Закона "Об информации, информатизации и защите информации", касающиеся охраняемой информации и информационной безопасности.

    Современное состояние информационной безопасности в России

    Основные термины и определения из области информационной безопасности.

    Принципы построения и требования к системе информационной безопасности объекта.

    Последовательность действий при разработке системы обеспечения информационной безопасности объекта.

VI . Международный стандарт "Общие критерии оценки безопасности информационных технологий"

    Порядок и методические указания по формированию перечня сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну организации

    Проблемы информационной безопасности и пути их решения

Ни одна сфера жизни цивилизованного государства не может эффективно функционировать без развитой информационной инфраструктуры. Безопасность информации выдвигается на первый план и становится элементом национальной безопасности. Защита информации, несомненно, должна рассматриваться как одна из приоритетных государственных задач.

Происходящие в России преобразования оказывают непосредственное влияние на ее информационную безопасность. Возникают новые факторы, которые нужно учитывать при оценке состояния информационной безопасности и определении ключевых проблем в этой области.

Всю совокупность факторов можно разделить на политические, экономические и организационно-технические .

К политическим факторам следует отнести:

    становление новой российской государственности на основе принципов демократии, законности, информационной открытости;

    изменение геополитической обстановки вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, сведения к минимуму вероятности мировой ядерной и обычной войн;

    информационная экспансия США и других развитых стран, осуществляющих глобальный мониторинг мировых политических, экономических, военных, экологических и других процессов, распространяющих информацию в целях получения односторонних преимуществ;

    разрушение ранее существовавшей командно-административной системы государственного управления, а также сложившейся системы обеспечения безопасности страны;

    нарушение информационных связей вследствие образования независимых государств на территории бывшего СССР;

    стремление России к более тесному сотрудничеству с зарубежными странами в процессе проведения реформ на основе максимальной открытости сторон;

    низкая общая правовая и информационная культура в российском обществе.

Среди экономических факторов наиболее существенными являются:

    переход России на рыночные отношения в экономике, появление множества отечественных и зарубежных коммерческих структур - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации, включение информационной продукции в систему товарных отношений;

    критическое состояние отраслей промышленности, производящих средства информатизации и защиты информации;

    расширяющаяся кооперация с зарубежными странами в развитии информационной инфраструктуры России.

Из организационно-технических факторов определяющими являются:

    недостаточная нормативно-правовая база информационных отношений, в том числе в области обеспечения информационной безопасности;

    слабое регулирование государством процессов функционирования и развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг в России;

    широкое использование в сфере государственного управления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортных технических и программных средств для хранения, обработки и передачи информации;

    рост объемов информации, передаваемой по открытым каналам связи, в том числе по сетям передачи данных и межмашинного обмена;

    обострение криминогенной обстановки, рост числа компьютерных преступлений, особенно в кредитно-финансовой сфере.

Оценка состояния информационной безопасности и определение ключевых проблем в этой области должны базироваться на анализе источников угроз.

Источники угроз можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся:

    недружественная политика иностранных государств в области глобального информационного мониторинга, распространения информации и новых информационных технологий;

    деятельность иностранных разведывательных и специальных служб;

    деятельность иностранных политических и экономических структур, направленная против интересов Российского государства;

    преступные действия международных групп, формирований и отдельных лиц;

    стихийные бедствия и катастрофы.

Внутренними источниками угроз являются:

    противозаконная деятельность политических и экономических структур в области формирования, распространения и использования информации;

    неправомерные действия государственных структур, приводящие к нарушению законных прав граждан и организаций в информационной сфере;

    нарушения установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации;

    преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем;

    отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах.

При этом необходимо понимать, что эти угрозы в настоящее время носят не умозрительный характер, а каждой из них соответствуют целенаправленные действия конкретных носителей враждебных намерений (начиная с иностранных разведывательных служб и кончая криминальными группировками). В результате этих действий может быть нанесен серьезный ущерб жизненно важным интересам Российской Федерации в политической, экономической, оборонной и других сферах деятельности государства либо причинен существенный социально-экономический ущерб обществу и отдельным гражданам.